Веб-сайт: http://vesti70.ru

Честный талант

27.08.2009
Адрес статьи: http://vesti70.ru/stats/full/?id=21989

Автор: Алена ЗЕМЦОВА
Источник: КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА - Томск

Ажурная листва, сулящая не только прохладу в знойный день, но и отдых измученной душе, бьющийся о скалы пенный прибой, яркие, как восклицание, южные цветы на фоне серого ненастья, умиротворяющий горный пейзаж… Все это визуальное богатство можно  найти на выставке «Крымские этюды», открывшейся 18 августа в галерее Художественного фонда.

 

Меняться, не изменяя себе

 

Представлять автора выставленных здесь работ Германа Завьялова томичам не надо. Впрочем, не только томичам. Заслуженный художник России, автор более 3000 тысяч работ, которыми любуются частные коллекционеры и посетители музеев в нашей стране и за рубежом, человек, много сделавший для становления Томского союза художников… В Томске Герман Николаевич в последние годы проводит времени не больше, чем за его пределами. В Крыму живет его 93-летняя мама, оставить которую надолго невозможно. Но выставки Завьялова – его своеобразный творческий отчет – проходят в нашем городе ежегодно.

 

На открытие нынешней, как всегда, собрались старые и новые друзья и преданные поклонники. Были и те, кто только знакомится с творчеством художника. Когда-то посетителям выставки хватало его мастерской, теперь более подходящим для этого местом стала галерея. Теплых слов в адрес художника было сказано немало. И главным его свойством была названа способность постоянно меняться, не изменяя при этом самому себе. С тем, что стиль работы Завьялова в последнее время изменился, согласны многие посетители выставки. Одни считают, что в нем появилась некоторая склонность к импрессионизму. Искусствовед Лилия Овчинникова подметила:  на полотнах художника другой стала вода. Видимо, сказывается влияние щедрого и теплого юга – эта вода в отличие от той, что присутствовала в сибирских пейзажах, более легкая, подвижная, живая. Говорилось и о том,  что никогда прежде художник не рисовал цветы. И, как теперь уже совершенно очевидно, не делал этого напрасно. Впрочем, пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» применительно к этому случаю  верна на 100  процентов. Так что пусть читатели составят  свое мнение о картинах Германа Завьялова самостоятельно.

 

Свой голос

 

Особого упоминания коллег, которые были знакомы с Германом Завьяловым еще в 60-е годы, удостоилась та роль, которую он сыграл в жизни Томского союза художников и отдельных его представителей. С молодежью художник всегда  работал много, причем опекал ее, не руководя и не приказывая. Вряд ли уместно вообще называть это работой:   по словам Лилии Овчинниковой, этот человек испытывает насущную потребность в общении с людьми, стремление всегда находиться в «потоке». Говоря о творческом пути Германа Николаевича, Лилия Ивановна отвергла предположение, что ему всегда все удавалось. Сложность, по ее словам, была предопределена самим характером его таланта.

 

- Легкий путь развития этого художника не предполагался изначально, потому что он в равной степени одарен и как живописец, и как график, - говорит искусствовед. – Все подобные художники развиваются очень сложно, поскольку эти два таланта пересекаются, борются друг с другом. Но иногда друг другу и помогают. У художника Германа Завьялова прочные корни – живопись 60-х годов. Именно в это время он после окончания Института имени Сурикова приехал в Томск. Институт Сурикова в то время давал, пожалуй, лучшую профессиональную подготовку в нашей стране. После его окончания Герман Николаевич вполне мог остаться  в Москве. Но он вернулся на родину -  туда, где чувствовал себя органично. 60-е годы – один из наиболее плодотворных периодов в истории живописи XX века. В эти годы появилась целая плеяда художников, которые своим творчеством отрицали мишуру и фальшь искусства предыдущего периода. Герман Николаевич существовал в этом «потоке» очень естественно, поскольку это отвечало его человеческой сущности. Думаю, многое в его характере определило то, что он вырос на Севере. Сам масштаб северной природы был ему понятен и близок. По сути своей он пантеист: - ему присуще ощущение природы как живого существа, ведущего свою особую жизнь. В Томске он очень быстро возмужал как художник и уже через два-три года был сформировавшимся живописцем. Такое бывает далеко не всегда. Даже самые ранние его работы легко узнаваемы. Достаточно увидеть две-три, чтобы никогда уже не ошибаться. У него свой особый язык выразительности…

 

Принять работы Германа Завьялова за произведения другого художника действительно невозможно. И неважно: сибирский это пейзаж или крымский. 

 

- Самая высокая оценка, которую Завьялов дает своим коллегам, - это слова «честный художник», - продолжает Лилия Ивановна. – Простота, лаконичность и открытость – главные принципы, который он исповедует. И люди это понимают. Для любого творческого человека очень важно говорить собственным языком. Это дорогого стоит и не на каждом этапе творчества  удается. Безусловную привлекательность придает его картинам и романтическая струя. В глубине души он неисправимый романтик. И это ощущается в каждой его работе. Такую самобытность не подделаешь…

 

«Тебе спасибо…»

 

У читателя может сложиться впечатление, что мероприятие получилось весьма академичным. Однако это впечатление глубоко ошибочно. Когда чувство юмора присуще не только виновнику торжества, но и его гостям,  без веселья не обойтись. Поэтому каждое второе выступление серьезных людей прерывалось смехом собравшихся.

 

- Когда-то, вскоре после нашей с женой свадьбы, Герман Николаевич подарил нам свою картину, - сказал, заканчивая свою краткую речь, профессор, заведующий кафедрой биохимии и молекулярной биологии СибГМУ Владимир Серебров. - Она до сих пор висит в моем кабинете. И даже в самые трудные дни, когда я смотрю на нее, я успокаиваюсь. Спасибо ему за это!

 

- Тебе спасибо, что висит, - тут же нашелся художник. – Мог бы и выбросить…

 

- У меня дома картин Завьялова даже две, - поделился другой давний знакомый и поклонник Германа Николаевича. - И главное, что хочется сказать, глядя на работы этого художника: он, меняясь, становится все лучше и лучше. Совсем как дорогое вино… 

 

Заведующая литературной частью Томского драмтеатра Мария Смирнова посетовала: прекрасно знает, что оценивать живопись нужно в соответствии с совсем другими критериями, но поделать с собой ничего не может:  созерцание натюрмортов Завьялова вызывает у нее вполне гастрономические желания. С определением «творческий отчет», кстати, согласились не все.  Как заметил один из выступавших, настоящий художник никогда ни перед кем не отчитывается. Он просто разговаривает с нами на своем языке и  дарит нам настоящую радость.  И самое малое, что мы можем дать ему взамен, – это слова благодарности.